|
|
Купало бог плодов и считался по значимости после Перуна третьим.
Это праздник летнего солнцестояния. Жертву богу приносили купаньем.
Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила,
выбирается «урядник», который займётся подготовкой и проведением
праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника
читают: священники (волхвы,
жрецы и др.), урядник, старейшина.
Парни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в
полторадва человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для
проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера).
Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в
народе называют «марена» или «купала». Под де-ревце прилаживают
изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу
вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду,
украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского
достоинства и плодородия - деревянный гой (детородный член) внушительных
размеров, окра-шенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке
располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалёку от
деревца два костра. Один, большой («Купалец»), высотой до четырёх ростов
человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине
которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих
веток. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Другой костёр, сложенный
в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костёр погребальный
(крада), для сожжения лика Ярилы. «Во поле
было во поле, После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают: «Ой,
Господи! Помер он, помер! Парни поднимают «Ярилу» и несут его вокруг деревца, пятясь задом наперёд, девушки неутешно плачут: «Батюшка
Кострома, свет Ярила, Шествие доходит до погребального костра, поверх
которого кладут «Ярилу». Костёр зажигают и, пока изо-бражение сгорает,
Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его
возрождении по весне. По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают
его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы
топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на
его поминках. «Разыдись
темно, (последние четыре строки произносятся трижды). «Зашуми
моря светлопеныя, Клич подхватывается всеми. Волхв или обавник читает славление Триглава, каждую строку которого, вслед за волхвом, произносят все собравшиеся: «Влике
Триглаве - многославе! Все творят земной поклон. Далее старейшина возглашает славление Триглава из «Велесовой Книги»: «Се бо
ящете Жрец от каждого собирает требу Купале (хлеб, блины, пироги, зерно, горох, печенья), кладёт её на капище, где освящает со словами: «Божия
треба - свети освящайся, Затем , выбрав самый большой коровай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей её на пиру. Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют: «Как
ходили девочки Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить берёзку. Тот, кому это удаётся, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от берёзки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки - плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор: «Плыви,
Купало, за водою, В воду кидают цветы, освящённые травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещётки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя: «Ой на
святого Купалу Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными,
устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху
показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр
прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по
плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через
который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не
разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару.
Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?»
«Ой на
святого На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдёт, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают вол-шебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается. Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в
то, что солнце в дни Купалы скачет и играет Этнографами записано много
поверий о том, что в день Ивана Купалы и на петров день «солнце при
восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в
воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же
представления: «На Ивана рано соунцо играло...»; «Солнце сходить грае...».
Купальная ночь самая короткая - этой ночью никто не должен спать. В зачарованную Купальскую Ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Все земное зелие-былие в эту Ночь получает сверхъестественную мощь: как злую, так и добрую. Ночные травы цветут Огнем. Таковы - черная папороть, царе-царь, лев, голубь и другие. Иной цвет пылает неподвижным, сильным пламенем, иной имеет вид молнии, летучего, призрачного огня. "Трава лев, - сказано об одной из них в древнейшем из "Залейников", - растет невелика, а видом как лев кажется. В день ее и не приметишь, сияет она по ночам. На ней два цвета, один желтый, а другой ночью как свеча горит. Около нее поблизости травы нет, а которая и есть, и та преклонилась перед ней". А вот что говорится о дивной траве киноворот: "Хотя какая буря, она кланяется на восток всеми стволами; то же, если и ветру нет". Папоротник, который раскрывается сильным огненно-красным (издали малиновым) слегка мерцающим цветом только на несколько мгновений в Купальскую Ночь дает возможность нашедшему его угадывать будущее В Украине доселе уцелел еще следующий обряд: девушки, головы которых убраны венками из трав душистых, в праздничных нарядах, а парни, лихо заломивши набекрень шапки, тоже убранные цветами, собираются накануне дня Купалы в заранее определенное место к дереву марене или черноклену, обвешанному венками и лентами; под деревом этим ставят сделанного из соломы крошечного, а иногда и большого бога - Купалу, одетого в женскую сорочку и плахту, с монисточкой на шее и венком на голове. Тут же расставлены столы с закускою и неизбежною горилкою. воду упав. Купало на Ивана! В Белоруссии вбивают накануне Иванова дня по солнечном заходе кол в землю; обкладывают его соломою и коноплем, а на самый верх тоже кладут пук соломы, называемой Купалою; лишь только смеркнет, зажигают, солому, подбрасывают в этот костер березовых сучьев, и начинаются потехи. В некоторых местах Белоруссий, с рассветом Иванова дня, выбрав из своей среды самую красивую девушку, подруги раздевают ее донага, опутывают с ног до головы венками и цветами, завязывают глаза и ведут в лес, где она, получившая на этот раз прозвище "дзевко-купало", раздает заранее приготовленные венки, в то вымя как веселый хоровод движется вокруг нее. Кому попал свежий венок, та будет жить богатою и счастливою жизнью, замужем, а которой достался увядший венок, "той счастья-доли не бачить, жить у недоли". В Москве издревле праздновался Купалу на трех горах, а в Петербурге на Петровском острове на "Куллерберге", куда заезжала и наша аристократия. Несколько лет тому назад на последнем разводили купальские огни, устраивали хороводы и пировали. В 10 верстах от Петербурга, по рижской дороге, находилась в старое время липа, ветви которой сплетались с ветвями других деревьев, образуя как бы природную беседку, в которой не раз отдыхал Петр Великий. Собирались и здесь накануне Купалы, разводили огни, на которых, между прочим, сжигали белого петуха. Надо заметить, что в более поздние времена купальский костер заменился кучею крапивы, вследствие запрещения Ивановских огней духовными и светскими властями. Но больше всего мне нравится этот праздник в
Латвии!
Праздник включал в себя следующие
обряды и ритуалы: Обряды и гадания
ПРИМЕТЫ · В ночь на Ивана-Купала сильная роса - к урожаю огурцов. · Ночью много звезд - будет много грибов. · В старину верили, что Рождество Иоанна Крестителя придает волшебные силы травам и цветам, и в ночь с 6 по 7 запасались разными травами и цветами. Их обычно приносили в церковь к обедне для освящения, чтоб «употреблять потом против наваждения нечистой силы, против переполоху».
в эту ночь обязательно прыгали через костры, чтобы
очиститься от скверны. Кто выше прыгнет - тот счастливей будет. Можно
погадать на суженного: сплести венок и пустить его в воде. Утонул венок -
значит, суженный разлюбил. Если у вас есть заветное желание - сегодня оно
вполне может исполнится. Нужно только в Иванов день двенадцать заборов
перелезть. Суеверный обычай Купалы приписывает этому времени мистическую силу, которую можно использовать с выгодой для себя. Большинство поверий связано с кладами. Считалось, что в ночь Ивана-Купалы зацветает никогда не цветущий папоротник и указывает дорогу к кладу. В эту ночь люди выходили в луга, чтобы собрать травы,
обладающие особо целительной силой. Количество трав должно было равняться
12. В этот букет входили чертополох и папоротник, мать и мачеха,
подорожник. Белой скатертью собирали с трав росу, которой умывали лицо.
Считалось, что болезни уходят вместе с росой. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.
|